В целях самообразования иногда не мешает уточнить, что же означает такое название как яхонтовый, электрик, маренго... А иногда просто развлечься, прочитав, что же это за цвет «последний вздох жако» или «сюрприз дофина»... Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. А аграфенина цвета нет?»). Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами. Алебастровый — бледно-желтый с матовым оттенком. Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил. Альмандиновый — темно-вишневый. Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou. Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый. Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба. Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др. Багор — густо-красный с синеватым оттенком. Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки». Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня. Бисквитный — нежный серовато-зеленый. Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели. Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом. Бисной — седой, серебристый. Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый. Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет. Блокитный — сине-голубой. По-украински «блакитный» — именно голубой. Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Бордоского вина — красно-фиолетовый. «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом. Бристольский голубой — ярко-голубой. Брусничный — когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники). Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета брусники. Буланый — серо-бежевый. Бурнастый — то же, что бурый. Бусый — темный голубо-серый или серо-голубой. Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго. Веселая вдова — оттенок розового. Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик). Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris. Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion. Винный — желтовато-красный. Влюбленной жабы — зеленовато-серый. Вороний глаз — черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок). Вощаный — цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого. Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот. Гаити — или розовый, или ярко-синий. Гвоздичный — серый. Гелиотроповый — цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый. Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый. Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название. Голубиной шейки — оттенок серого. Гороховый — серый или грязно-желтый. Гортензия — нежно-розовый. Гридеперливый — жемчужный оттенок серого. Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как «розового». Гусиного помета (мердуа) — желто-зеленый с коричневым отливом. Двуличневый — с преливом, как бы двух цветов с одной стороны. Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?) Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера. Дикий, дикенький — светло-серый. Драконьей зелени — очень темный зелёный. Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока. Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый» Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы. Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый. Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной». Жженого кофе — сложный оттенок коричневого. Жженого хлеба — сложный оттенок коричневого. Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала. Жирафовый — желто-коричневый. Жонкилевый — цвет нарцисса. Зекрый — темный, светло-синий, сизый. Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной. Испуганной мыши — нежно-серый цвет. Иудина дерева — ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые). Какао-шуа — цвет горячего шоколада. Камелопардовый — желтовато-коричневый. Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы»). Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина. Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного. Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого. Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани. Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды. Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды. КашУ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный. Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь». Коричный — то же, что коричневый. Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой. Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый. Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены. Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани. Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса. Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго). Куропаткины глаза — светло-красный. Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом. Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия. Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый. Лесных каштанов — темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии. Лондонского дыма — тёмно-серый. Лорд Байрон — темный коричневый с рыжеватым оттенком. Лосинный — грязно-белый, цвета лосин. Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый. Магово-гуляфный — красно-розовый. Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же. Майский жук — цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом. Маренго — серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета. Маренго-клер — светло-серый. Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской. Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour. Массака — темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье». Медвежий (он же медвежьего ушка) — темно-каштановый оттенок коричневого. Милори — темно-голубой, синий. Мов — розовато-лиловый. Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века. Московского пожара — похож на цвет давленой брусники. Мурамный, муаровый — травянисто-зеленый. Накаратовый, накаратный — оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat. Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки. Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая. Облакотный — цвета облака. Оброщеный — багряный. Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца. Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной. Орельдурсовый — темный коричневый с рыжеватым оттенком. Осиновый — зеленый с сероватым оттенком. Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора. Павлиний — синевато-лиловый. Палевый — розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки. Парижская синь — ярко-синий. Парижский голубой — cветло-голубой. Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа». Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом. Паука, замышляющего преступление — темный оттенок серого. По другим источникам — черный с краснотой. Пелесый — темный, бурый. Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком. Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг. Померанцевый — апельсиновый с розовым. Порфирный, порфировый — пурпурный. Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют. Плавый — светло-желтый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета. Празеленый — иссиня-зеленоватый. Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца. Прюнелевый — оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной. Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский». Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый). Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи — от французского puce — «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и — врут, наверное, — цвет «блохи в родильной горячке»). Ранжевый — то же, что оранжевый. Резвая пастушка — оттенок розового. Рвота императрицы — оттенок коричневого. Редрый — бурый, рыжий, красноватый. Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый. Савоярский — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Семги — оттенок розового. Селадоновый — серовато-зеленый. Сизый — цвет голубя, после просто синий. Силковый — голубой, васильковый. Сине-алый — темно-фиолетовый. Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий». Синявый — с синим отливом. Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet. Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый. Соловый — серый. По этому цвету назван соловей. Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859. Сомо — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире». Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом. Стризовый — ярко-красный. Сюрприз дофина. Он же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился». Танго — оранжевый с коричневым оттенком. Таусинный — синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю — темно-синий, согласно Новому словарю русского языка — темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый. Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины. Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина. Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука. Фисташковый — грязновато-зеленый. Фрез, фрезовый — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника. Фуксии — насыщенный розовый. Цинковый — цвета цинка, синевато-белый. Червчатый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый. Чермной — искрасна-рыжий. Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани. Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского. Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд. Шанжан — цвет с переливающимися оттенками Шарлах — ярко-красный, от названия краски. Шартрез — жёлто-зелёный. Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты). Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый. Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом. Электрон — ярко-голубой с прозеленью. Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий. Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века. Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.

Теги других блогов: цвета названия оттенки